Французский регулярный парк

Французский регулярный парк

Идея подчинить природу воле человека возникла много веков назад. Свое первое воплощение в ландшафтной архитектуре она нашла в Италии в 15 веке, откуда ее позаимствовали французские короли. Своего наивысшего расцвета регулярные парки достигли уже столетие спустя, в годы правления Людовика 14 во Франции, где они были трактованы как иллюстрация абсолютной власти короля. Гениальный садовый мастер Андре Ленотр создал для короля Версаль, знаменитую на весь мир загородную резиденцию – один из лучших примеров регулярного садового ландшафта. Версальские сады, являющиеся органичным продолжением архитектурной планировки дворца, планировались как единый художественный комплекс, воплощающий идею прославления «Короля-солнце», которому подвластна не только вся Франция, но и явления природы. Конечно, в таком парке ни одна деталь не могла быть случайной, всё до последней песчинки на дорожке было распланировано с учетом законов геометрии и оптики. Тот самый случай, когда необходимо было «поверить алгеброй гармонию». Французский парк обязательно должен быть симметричным относительно дворца. Всё в нем – создание рук человеческих: прямые широкие аллеи, делящие парк на несколько равных частей, аккуратно подстриженные деревья, кустарники и газоны, искусственные водоемы, и, конечно же, фонтаны, являющие собой наиболее яркий пример рукотворной красоты и превосходство человека над стихиями. Сады украшали затейливыми сооружениями: садовыми беседками, павильонами, боскетами, мраморными скульптурами, лабиринтами. Парк идеально подходил для официальных приемов, а в вечерние часы - для развлечения короля и придворных. Людовик 14 устраивал в Версальских садах фейерверки, концерты, театральные представления. Нередко король сам принимал участие в спектакле – с юности он обожал балет, и, разумеется, в придворных постановках исполнял главные роли, мог танцевать несколько часов подряд. Когда Петр Первый прибыл в Париж в начале 18 века, он точно знал, что хочет позаимствовать у европейских законодателей мод. Одним из первых контрактов, подписанных Петром во Франции, был договор с учеником легендарного Андре Ленотра – Жаном-Батистом-Александром Леблоном. Наш царь уже давно мечтал о «Русской Версалии», специально выписывал из Европы труды по садовому искусству и фонтанному мастерству, и, наконец, его мечта стала явью - Леблону среди прочих задач было поручено строить Петергоф. Этот потрясающий загородный ансамбль – вот наш ответ Версалю и образец регулярного парка в России. Мастерам Петра Первого пришлось очень немало потрудиться над созданием Петергофа: нужно было выкорчевать лес по берегу Финского залива, привезти тонны плодородного грунта, высадить деревья и кустарники, специально закупленные в Европе, провести фонтанный водовод – иными словами, полностью изменить природный ландшафт. Такая же грандиозная задача ждет и любого садовода, решившего распланировать французский сад. Это один из самых трудоемких и затратных видов садовых работ. Классический регулярный сад, помимо постоянного кропотливого ухода за растениями – стрижки и прополки, требует плоской территории и большой площади участка. Поэтому большинство дачников, ресурсы которых не могут сравниться с бюджетом французских королей, ограничивается лишь несколькими элементами регулярного стиля на своем участке. Это могут быть топиары – деревья и кусты, подстриженные в виде некоей геометрической фигуры или скульптуры; цветочные клумбы с геометрическим узором, садовая беседка, живая изгородь или даже бассейн или фонтан. Небольшой участок сада оформить во французском стиле вполне по силам и средствам садоводу, уже имеющему некоторый опыт дачной жизни и не боящемуся постоянного ежедневного труда. Главное – чувство меры, ведь мы помним, что не должно быть ничего лишнего, загромождающего парк. Зато оформление регулярного сада собственными руками - прекрасная возможность реализовать свой талант дизайнера и заслужить восхищенные взгляды и похвалы гостей.