Английский парк

Английский парк

Появление моды на естественные, близкие к природе сады связано с новыми веяниями в искусстве, философии и общественной жизни начала 18 века. После смерти французского короля Людовика 14 театральная, вычурная эстетика барокко стала постепенно выходить из моды. Появилась мода на романтизм в литературе, классицизм – в архитектуре, а в живописи уже утвердился и завоевал популярность новый жанр - пейзаж, первооткрывателями которого были французские художники Николя Пуссен и Клод Лоррен, а в Англии – живописец Томас Гейнсборо. Сады, прежде служившие для развлечения королевского двора и символизировавшие могущество монархии, стали восприниматься владельцами поместий как место философских размышлений и отдыха на лоне природы. Конечно, аристократы все начали переделывать свои поместья согласно новой моде. Английский дизайнер садов Уильям Кент, творивший в первой половине 18 века, одним из первых разработал концепцию пейзажного парка. Как говорил о нем современник, британский политический деятель Гораций Уолпол, «он перепрыгнул через забор и увидел, что вся природа и есть сад». Само понятие «ландшафтный дизайн» появилось в 18 веке именно в Англии. Предполагалось не полное подчинение природы разуму человека, а следование естественному ландшафту. Главный принцип работы садовника был таков: «глаза не должны опережать ноги»; взору человека за каждым поворотом должны были открываться новые перспективы. В задачу садовника входило лишь некоторым образом «причесать» природу, и сделать это было весьма трудно. На смену французским прямым аллеям, «живым изгородям», лабиринтам, геометрически расчерченным клумбам и газонам пришли извилистые дорожки, холмы, рощицы и покрытые ряской пруды, иными словами, натуральный пейзаж. Не стоит забывать, что за всей этой кажущейся «естественностью» скрывалась большая работа садовников – такой природный парк распланировать и претворить в жизнь порой гораздо труднее, чем регулярный. Требовались навыки еще и театрального художника, потому что каждая рощица или лужайка должна была быть спланирована согласно законам композиции, применявшимся в живописи и театре. Английский дизайн, так же как и предшествовавший ему французский, предполагал наличие в парках неких монументов – но здесь это должны были быть романтические руины, гроты, или вообще экзотические китайские беседки. В России первой любительницей английских пейзажных парков была императрица Екатерина Великая. Садоводство было большим увлечением правительницы Российской Империи, она специально приглашала ландшафтных мастеров из Лондона, дабы те по-новому распланировали царские сады и парки и обучили местных садовников. Самый яркий пример английского парка – Царское Село, любимая загородная резиденция императрицы. Известно, что в свите сподвижника Екатерины, ее тайного мужа и фактически соправителя империи Григория Потемкина был английский садовник, который следовал за князем повсюду, даже в только что отвоеванный у турок Крым; и работал во всех его имениях. Русские дворяне, получившие при императрице большие привилегии и массу свободного времени, активно занялись обустройством своих имений, следуя вкусам императорского двора – так английские парки распространились по всей стране. Можно ли повторить английский стиль в наши дни, у себя на участке? Конечно, более того, сейчас этот стиль снова в большой моде и называется «дикий сад». Но не подумайте, что «дикий» – значит запущенный, поработать все равно придется, особенно на начальном этапе. И сорняки выполоть нужно, и с вредителями бороться, и водоемы чистить. Главная идея, разумеется – естественность, то есть растения для посадок следует выбирать только те, что растут в дикой природе в вашей местности, если планируете пруд – придайте ему максимально естественные контуры, проложите «S»- образные дорожки. Такой сад будет практичен, экономичен – не требуется дорогих систем полива, нет капризных экзотических растений. И самое главное – достигнута долгожданная гармония с природой, столь желанная для современного городского жителя.